Автор : О.А.Боровикова

Музыкальный руководитель

Вид проекта:                 познавательно-творческий  

Сроки реализации: 6 месяцев

Участники проекта:    дети старшей группы №5,

воспитатели,  родители,  педагоги, администрация детского сада.

Интеграция  образовательных областей :

«Социально – коммуникативное развитие»,

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

 

“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей…”
                                                  (Б. М. Теплов
)

 

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо  использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного  развития ребёнка. Современная педагогическая наука,  смотрящая на  образование  как  на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию  социально-эстетической  активности личности.   По  мнению  современных  ученых,  исследующих  проблемы  дошкольного образования,  раскрытию  внутренних  качеств  личности и самореализации   ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Этот  взгляд  на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и  воспитания  дошкольников средствами  театрального  искусства,   как    мощного  синтетического средства развития их творческих способностей.

Искусство театра представляет собой  органический  синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства  выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств,  тем  самым,  создает  условия  для  воспитания целостной  творческой личности, способствует осуществлению цели современного образования.

Театрализованная деятельность  – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, помогает раскрывать духовный и творческий потенциал ребенка и способствует его адаптации в социальной среде.

В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои

чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.
Эмоциональная насыщенность театрализованных действий привлекает внимание детей к их техническому исполнению, направляет внимание на свойства предметов, с которыми совершаются сами действия. В театрализованных играх действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики.

2015 год объявлен «Годом литературы» и в нашем детском саду в группах  и непосредственно на музыкальных занятиях на этом делается особый акцент, и работа проводится по заранее подготовленному плану.

Опыт работы и длительные наблюдения  позволяют сделать вывод о том, что театрализованные игры оказывают существенное влияние на формирование личности. Сказка оказывает благоприятное воздействие на эмоциональный мир ребенка. Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, всех видов памяти и видов  детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического), развивают социально – коммуникативные навыки детей.

В наше время замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети становятся менее общительными, более конфликтными, многие не умеют сопереживать, поддерживать близкого, выражать свои чувства и сиюминутные настроения.

Из наблюдений воспитателей было замечено, что в свободной деятельности дети больше играли в “театр”, в их играх отражался детский фольклор, но игры были кратковременны, обеднены сюжетом, т.к. не хватало знаний о русском быте, традициях, обрядах, народных играх. Дети очень любят раскрашивать книжки-раскраски, но не умеют создать образ, сюжет и проявить свою фантазию, к тому же :

1. Недостаточное внимание родителей и детей к театру.

2. Несформированные умения детей в «актёрском мастерстве».

3. Поверхностные знания детей о разных видах театра в детском саду.

Актуальность темы театрализованной деятельности определяется следующими показателями:

  • Театрализованная деятельность способствует художественному образованию и воспитанию и формированию эстетического вкуса.
  • Игра в театр помогает развитию творческих способностей детей.
  • Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
  • Средствами театрализованной игры развиваются социально коммуникативные качества детей.
  • С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй, развивается память и инициативность.
  • Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
  • Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей. Театр  - это игра, чудо, волшебство, сказка!

 

ЦЕЛЬ  ПРОЕКТА: изучить влияние театрализованной деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста 5-6 лет  

Исходя из основной цели, можно выделить следующие задачи:

  • сформировать правильную модель поведения детей в современном мире;
  •  познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
  • осуществить теоретическое обоснование темы на основании анализа литературных источников.
  • раскрыть значение театрализованной деятельности для всестороннего развития ребенка.
  • подобрать методику работы по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
  • изучение влияние драматизации на формирование творческих способностей у  дошкольников
  • выявление  изменений в развитии творческих способностей  у дошкольников  в связи с этапами работы при постановке и театрализованных действий.
  • развитие    коммуникативных навыков;

   Система работы по музыкально-театрализованной деятельности  состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

  • обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
  • создание условий для музыкально-театрализованной деятельности (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);
  • организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
  • координация работы с другими учреждениями и организациями

(Клуба, библиотеки)

Название итогового мероприятия проекта:

 Проведение театрализованных представлений для малышей и для родителей .

Ожидаемые результаты по проекту

Реализация проекта по развитию творческих способностей детей посредством театрализованных игр в совместной и самостоятельной деятельности поможет:

  • развитию психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.),
  • развитию  речи (монолог, диалог);
  • развитию творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).
  • обогащению театрального опыта: знаний детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
  •  решению основных задач образовательных областей в соответствии с ФГОС (любая задача любой образовательной деятельности решается детьми легче, проще и быстрее, если дети ее обыгрывают).

Формы организации театрализовано - образовательной  деятельности

  • Беседы и организованная деятельность;
  •  Дидактические и театрализованные игры, упражнения;
  •  Художественно-продуктивная деятельность
  •   Оформление выставок работ детей, совместного творчества детей        и их родителей;  Конкурс поделки совместно с родителями на тему: «Мой любимый герой сказки».
  •  Посещение с родителями театрализованных представлений в клубе поселка·
  • Спортивные, музыкальные, фольклорные развлечения и праздники

Методы и приемы:
- творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное);
- драматизация литературных произведений;
- беседы после просмотра спектаклей;
- упражнения по дикции, ритмике, хореографии;
- театрализованные игры-превращения;
- упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы искусства пантомимы;
- театральные этюды

Критерии оценки эффективности проекта:

  • суть исследуемой проблемы в контексте стратегических приоритетов системы образования;
  • значимость и перспективность проекта для дошкольного образовательного учреждения;
  • соответствие проекта: целям и приоритетным направлениям работы образовательного учреждения ;
  • реалистичность стратегии достижения целей проекта, устойчивость проекта, возможность его последующего развития;
  • вклад проекта в улучшение взаимодействия педагогов и родителей  с детьми;
  • вклад проекта в развитии отношений сотрудничества педагогов ДОУ с родителями воспитанников.

Ресурсное обеспечение проекта

Ресурсное обеспечение проекта, направления деятельности и интеграция областей представлено в этапах реализации  проекта. Реализовывалась деятельность проекта на основе ФГОС через образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». В «Год литературы» дети знакомятся с произведениями детских писателей, народными сказками, которые  помимо театрализованных игр разыгрывают в кукольном спектакле.   Все происходит в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.

Практическая значимость проекта.

После просмотра постановки,  с детьми на следующий день в группах проводились беседы  по содержанию, по качеству исполнения ролей «Актерами», занимались изготовлением поделок, рисунков и др. творческих продуктов по мотивам просмотренных сказок.

Беседа с педагогами после проведения фестиваля и наши собственные наблюдения показали:

•        у детей появился интерес к литературным произведениям, к осознанию поступков героев, к выполнению подражательных действий.

•        ярко проявлялись действия, свидетельствующие о возросшей любознательности, интересе к предметам, с которыми производятся действия, умениях выделять значимых для выполнения задания свойства. Дети решали, какие элементы костюма характеризуют персонажей, какие необходимые элементы должны включать в себя декорации.

•         возрос интерес к русскому народному творчеству

•        возросла коммуникативная активность: усилилась творческая  инициативность.

Таблица. Изменения в развитии творческих активности детей в  процессе познания культурных ценностей в виде русского национального  фольклора, песенного,  танцевального и литературного

наследия .

время проявления творческой активности

кол-во детей с ярки проявлением творческой активности

кол-во детей со средней степенью  проявления я творческой активности

кол-во детей с незначительными  проявления  творческой активности

проявления творческой активности до фестиваля

12%

81%

7%

проявления творческой   активности после фестиваля

26%

58%

6%

 

 

Таким образом, развитие творческих способностей детей наблюдается на каждом этапе. Театральная деятельность является эффективным средством развития и совершенствования. Умело подбирая литературное произведение для инсценировки, интересно организовав работу над драматизацией, можно создать условия ненавязчивого побуждения ребенка к творческой самореализации образа,  формам поведения, направленным на изучение внешнего мира, к развитию познавательной мотивации.

Вывод:

Большое и разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет педагогам ДОУ использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы педагогического и психологического плана, ведь ребенок, во время театрализованного действа, чувствует себя более раскованно, свободно, естественно, что позволяет эффективнее усваивать познавательную информацию об окружающем мире, культурных ценностях, законах общества, о красоте человеческих отношений и учиться жить в этом мире, строить свои отношения.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что мы на правильном пути .

Театрализованная постановка – это синтез музыки, фольклора, танцевальной и игровой деятельности детей.

Мы  считаем, что эффективность музыкально-творческого  развития детей дошкольного возраста может быть существенно повышена при следующих педагогических условиях:

  • включении ребенка-дошкольника в самобытную художественную систему народной культуры не только в качестве зрителей и слушателей, а в качестве участников художественного творчества, основой которого являются формы активного взаимодействия детей, педагогов и родителей, направленные на максимальное развитие у детей эстетического сознания и раскрепощенности;
  • взаимосвязи трех компонентов  искусства (поэтического слова, музыки, движений);
  • использование метода фольклорного творчества, который предполагает:

1. активное сотворчество педагога и ребенка;

2. деятельное освоение материала через проживание его в зависимости от конкретных условий в виде реальных, личностно важных для детей ситуаций и событий;

3. общение особого духовного мира, которое складывается в результате деятельности - условно-игровой форме, характерной для народного творчества.

Сказка оказывает благотворное эмоционально-пробуждающее действие на ребенка, - она не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту. Для адекватной оценки состояния литературного героя, его настроения, причин и характера его поступков необходимо внимательно прослушать произведение. Эмоциональный фон, который создает педагог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице  педагога эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок начал бессознательно «отражать» те чувства, которые он испытывал при прослушивании сказки.

Сами по себе театрализованные творческие игры являются частью воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка-дошкольника потому, что позволяет подняться дошкольнику в своем развитии на более высокую ступень. Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления, иными словами развивается его мотивационная и коммуникативная сферы. Во время обучению постановке инсценировок малыш учится подчинять свои действия определенному образцу, правилу поведения, анализировать события и проговаривать их, пытается вникнуть в суть и причины поступков литературных героев.

Театрализация способствует всестороннему развитию основных психических и физических процессов у ребенка: мелкой и общей моторики, фантазии, воображению, мышлению, концентрации внимание и т.д., что не может не сказаться на развитии  и творческих способностей детей и всестороннего развития личности  дошкольника.  По ходу самой драматической игры педагог, напоминает о чувствах, настроениях героя в данной ситуации, указывает на допущенные неточности. Вопросы, советы, напоминания приучают ребенка следить за своим игровым поведением, действовать согласованно с партнерами, ярче изображать роль, используя движения рук, головы, туловища, мимику, речевые выразительные средства. Дети вынуждены находится в состоянии активности.

Четкая постановка задачи, разнообразие и умелая организация театральной деятельности педагогом способна направить ее в определенное развивающее русло. Все это стимулирует развитие мышления, фантазии, воображения, побуждает к общению со взрослыми, со сверстниками, совершенствует умения анализировать услышанное, увиденное. В ходе драматизации постоянно совершенствуется познавательная и коммуникативная  деятельность.

Практическая значимость проекта.

Приобретенный опыт транслируется посредством показа представления детям других групп и родителям.

Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе, приобщает  к народной культуре и нашим традициям, прививает любовь к литературе

© olga-4557

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz